пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
пїЅ Maks, 2010 |
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
|
Церковь открывает двери каждому 10.04.2012
Церковь и государство. Церковь и общество. Как в современных условиях сохранить единомыслие, не поддаться на ложь и провокации, научиться понимать и уважать друг друга? Об этом - в интервью Епископа Покровского и Николаевского Пахомия (Брускова) объединенной редакции «Свободной газеты» - «Свободного телевидения».
- Ваше Преосвященство! В последнее время в прессе постоянно муссируется мнение о якобы вмешательстве Русской Православной Церкви в дела государства. Проявила ли Церковь инициативу о помощи пострадавшим при пожарах, пытается ли проводить конкретную работу по снижению алкогольной и наркотической зависимости общества, проявляет ли другие социальные инициативы - тут же появляются многочисленные отклики, причем все передергивается, но мысль главная прослеживается четко: как они смеют подменять собой государство, ведь у нас Церковь от государства отделена? Что Вы можете сказать по этому поводу? - Что касается отделения Церкви от государства, безусловно, законодательно Церковь отделена от государства. Мы не пользуемся какими-то привилегиями со стороны государства, не получаем никаких дотаций; те решения, которые мы принимаем и осуществляем, не согласовываем с государством. В этом отношении Церковь действительно отделена от государства. Но в общественной жизни, в жизни человеческой любой член Церкви - это я, вы, если вы крещеный человек - мы все члены Церкви, то есть члены общества, поэтому мне непонятно, когда пытаются разделить людей на общество и Церковь. Это неправильно. Любой член Церкви является членом общества - мы имеем гражданство, мы члены нашего государства, у нас свои интересы, свои взгляды на жизнь, но мы являемся при этом верующими людьми. Поэтому когда говорят, что Церковь вмешивается в политику, пытается заменить государство, я очень скептически к этому отношусь, потому что у Церкви другие интересы, другое предназначение в этом мире. Мы говорим о вечном, но живем во временных условиях. Мы живем в нашем обществе, являемся его членами и, соответственно, хотим и пытаемся сделать так, чтобы наше государство, наше Отечество было процветающим, правовым, чтобы в нем проповедовались и поддерживались традиционные нравственные ценности. - Нравственные ценности - это основное. Увы, у нас много наркоманов, алкоголиков… - Это, конечно, насущная проблема, но это проблема каждого из нас. Церковь, мы, люди, объединенные своей верой, пытаемся решать эти проблемы. Например, при храмах, при монастырях сегодня действует масса благотворительных организаций. Об этом не принято заявлять во всеуслышание, есть детские дома, приюты, благотворительные столовые, есть школы, воскресные школы для юношества, достаточно много священников, которые занимаются социальной деятельностью, работой с наркоманами, с людьми, попавшими в алкогольную зависимость, и здесь есть положительный опыт. Мы пытаемся решить проблемы общества теми средствами, которые у нас есть, тем опытом, который мы имеем. Мы так же болеем за наше Отечество, за наш народ, за нашу страну. - Наша страна всегда была религиозной. Но вот появился Ленин, прошла революция, стали уничтожать Православие… - Пытались уничтожить. Но, как видите, ничего не получилось. Я считаю, что у нашего народа при всех его замечательных качествах есть одно, которое нас сильно выделяет среди других - это любовь к крайностям. Мы до основания рушим одно, потом строим, потом опять рушим… Немного государств может похвастаться тем, что всего за 100 лет несколько раз менялась полностью идеология государства, менялись строй, режим, название страны. Но при всем этом человек остается человеком, и есть базовые ценности, на которых общество должно строить свое развитие. Мы, верующие люди, говорим, что это именно христианские ценности - любовь, преданность, взаимоуважение, любовь к своей истории, к своим традициям. - В настоящее время в обществе прослеживается определенное потребительское отношение к Церкви. Она воспринимается как своеобразное учреждение, предназначенное оказывать услуги - я заплатил, а вы мне должны сделать то-то и то-то... О духовности речи не идет. Что, по Вашему мнению, Владыка, следует делать для исправления этой ситуации? - Я бы не сказал, что это явление носит массовый характер. Мне как священнослужителю, как епископу приходится очень много общаться с людьми, и я знаю, что огромное количество людей приходит в Церковь искренно. Вообще, когда говорят, что кто-то делает это для галочки либо по какой-то выгоде, я всегда скептически к этому отношусь - ну как можно залезть в душу человека и узнать, каким образом в ней появилась вера? Если человек пришел в храм, то Церковь открывает ему свои двери независимо от того, как он приходит, какие у него мысли. Людям свойственно меняться. Первая ступень, на которую поднимается человек, только начинающий свой церковный путь, - это когда он приходит, ставит свечку и говорит: "Дай мне, Господи!" А на следующем этапе, если он начнет над собой работать, трудиться, - он скажет: "Прости меня!". Вполне возможно, что через какое-то время он произнесет: "Благодарю Тебя, Господи!" или "Спасибо Тебе, Господи!" Человеку свойственно расти. - Часто можно услышать упреки в адрес Церкви… - Это связано не с тем, что люди ненавидят Церковь, а с большим интересом - по-человечески, мы являемся Церковью, но при этом остаемся людьми. У нас есть собственные недостатки, собственные немощи; конечно, их люди замечают и, бывает, высказывают по этому поводу свое недовольство. Но мы и не спорим, мы говорим о том, что Церковь на самом деле - больница, лечебница. - Увеличивается ли число прихожан в Церкви? - Безусловно. Открываются новые храмы, по сравнению с 90-ми годами число их увеличилось почти на порядок. Это свидетельство того, что храм нужен, храм востребован, потому что открывается он не по расписке, не по указке государства, и на него не выделяют бюджетных средств. Появляется группа людей, которые понимают, что им нужен храм - в их районе, в селе, в городе, в деревне. Строят храм, появляется община, священник, воскресная школа, рождаются дети, заключаются браки. Церковь развивается. - Быть нравственным - долг христианина. Как в условиях современной безнравственности, опошления культуры, поведения вести диалог с людьми? Поймут ли? - Думаю, что поймут. Мне не очень нравится, когда все вокруг называется безнравственным. На самом деле подавляющее большинство людей является внутренне красивыми людьми, честными, добрыми. Просто есть некая среда, которую трудно преодолеть. Гадость, подлость, пошлость - она всегда на виду, всегда более напориста, более сильна, но не многочисленна. А чистота, нравственность, правда, любовь - обычно под спудом. Мне кажется, что наш народ всегда любил правду, любил Бога, несмотря на какие-то ошибки, трудности, с которыми нам приходится сталкиваться. В большинстве своем наши люди понимают, что такое доброта, любовь, честность, и стараются отвечать тем же, когда видят со стороны другого человека проявление этих чувств. У преподобного Серафима Саровского есть замечательное высказывание о том, что человеку надо самому стяжать дух мирен, тогда вокруг него будут и спасающиеся. - По Балаковскому благочинию - что, считаете Вы, следует сделать в первую очередь? - Конечно, это открытие новых приходов. Это воспитание молодежи. Есть планы открыть в Балакове православную гимназию. Если Господь благословит, может, появятся со временем благотворители. Многие люди хотели бы отдать своих детей в учебное заведение, которое было бы строго православным. Сегодня в большинстве школ вводится новый курс - "Основы религиозных культур и светской этики", где один из предлагаемых шести модулей - основы православной культуры. Большинство наших граждан по крещению, по происхождению являются православными, поэтому сегодня во многих школах родители выбирают именно этот модуль, хотят, чтобы их дети изучали основы православной культуры. Ведь не секрет, что вся наша русская культура вытекает из православной. Чтобы лучше понимать принципиальные, поведенческие мотивы нашего народа, нужно быть знакомым со своей историей, со своей культурой. - Владыка, в Балакове, городе, основанном старообрядцами, на сегодня официально зарегистрированы две старообрядческие общины. В постановлениях Архиерейского Собора и Священного Синода 2004-2006 гг. говорится о возможности создания в местах компактного проживания старообрядцев приходов под юрисдикцией Русской Православной Церкви, в которых было бы возможно отправление богослужений по старому обряду. Есть ли на этот счет у Вас какие-то планы? - Есть такие планы. Сегодня во многих епархиях создаются комиссии по налаживаю диалога со старообрядцами. Действительно, Балаково и много других сел Саратовского Заволжья исторически имеют старообрядческие корни. Другое дело, что советское время наложило тяжелый отпечаток, ударило по многим религиозным конфессиям. В нашей епархии будет создана такая комиссия. - А как насчет объединения? - Объединиться - это не от нас зависит. У старообрядцев есть все возможности для прихода в Православную Церковь. Те прещения, те так называемые клятвы, которые были наложены на старообрядцев во времена старообрядческого раскола, в XVII веке, полностью сняты, и сегодня в лоне Православной Церкви старообрядец (который является таковым по происхождению) может молиться, использовать старые книги, двоеперстие, и при этом пользоваться Таинствами нашей Православной Церкви. Такая работа будет вестись в нашей епархии, и если у кого-то из этнических старообрядцев появится желание, они смогут прийти в Православную Церковь. - И в заключение - Ваше напутствие, Владыка, к читателям "Свободной газеты", к своим прихожанам - и настоящим, и потенциальным… - Искренне хотел бы пожелать, по выражению известного афонского подвижника старца Паисия, духовной обеспокоенности, такого чувства, когда человек ищет истину, ищет правду, стремится к ее обретению. И если на этом пути он обратится к Богу, Господь обязательно откроет себя и даст возможность увидеть всю красоту веры, красоту Церкви. Со своей стороны, как Правящий Архиерей, буду очень рад, если таковые люди станут появляться. Буду рад любой встрече, любому диалогу, и всегда готов ответить на все интересующие вопросы.
|
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
|
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 152 (пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ"). 35-43-70(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-81-11(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),36-00-15(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-84-44,35-85-85(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ) пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ", пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 60. пїЅпїЅпїЅ. 35-40-40. |
пїЅ 2010-13 www.stvbalakovo.ru пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |