пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
пїЅ Maks, 2010
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
Время смирения
03.05.2011

dorogafoto.jpg

Игумен Амвросий: «Сила смирения - в любви к ближнему»

Завершился Великий пост. Время смирения. Время, когда православный человек пытается «отсечь свою волю», умерить свои потребности, обуздать свои страсти - ради Бога. Ради послушания Ему…

А что же такое смирение? Поводом к разговору о нем послужила история, рассказанная одной из наших читательниц:

- Человек, к которому я относилась с искренним уважением, публично оскорбил меня. Без всякого повода, просто подвернулась под горячую руку. Это было потрясением. Я не смогла скрыть слез, но промолчала, не ответила тем же. А дома муж отругал: о тебя, мол, ноги вытирают, да еще прилюдно, а ты молчишь… Поведала об этом случае на исповеди батюшке. А тот лишь сказал: смирись, пожалей его, как в Писании сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать… Умом понимаю, что надо принять все так, как есть, надо простить его, а сердце болит, обидно становится, забыть хочу о происшедшем - и не могу. Как тут быть? Почему нужно мириться с явной несправедливостью?

Как представляет себе смирение современный человек, считает ли применимым в нынешних условиях? Опрос, проведенный среди читателей, результаты дал неожиданные.

Многие воспринимают смирение как своего рода слабость, уступку перед обстоятельствами, вольно или невольно подчеркивая собственную значимость и превосходство над другими. Удивило, что большинство опрошенных говорят: понимаю, что поступить по-христиански следует именно так, а не иначе, но сделаю по-другому. Такое впечатление, что человек как бы раздвоен: разум говорит одно, чувства, эмоции диктуют другое.

Вот как, например, разделились мнения в ситуации о несправедливой обиде: треть опрошенных заявили, что отвечают тем же либо считают ниже своего достоинства общаться с обидчиком; две трети - стерпят, чтобы не дать продолжения ссоре. Казалось бы, последний - истинно христианский ответ. Но! Отмечая, что не хотят ссоры, добавляют: хотя при случае припомню это обидчику…

На вопрос, что такое талант, ни один не согласился с тем, что это дар Божий, подчеркивая, что без собственной заслуги о таланте речи быть не может, либо отвечая, что одно без другого немыслимо.

В ситуации, когда предлагалось определить свое отношение к человеку, чье поведение, образ жизни неприятен опрашиваемому, ответ однозначен - "мне нет дела до недостатков других"; лишь один счел нужным пожалеть его…

Гордость, тщеславие, осуждение, стремление подчеркнуть свою независимость, индивидуальность - все сквозит в этих ответах. На первом месте - собственное Я. Почему? Разве смирение - это уничтожение индивидуальности человека? Ведь можно посмотреть и под другим углом - это осознание своего места в мире по отношению к Богу и людям, стремление уйти от зла, не отвечая злом… Может, мы просто не понимаем, что такое смирение? Или не знаем?

Есть ли место смирению в современном обществе? Что требуется от стремящегося стать смиренным? Об этом - в интервью с настоятелем Свято-Троицкого храма, благочинным Балаковского округа игуменом Амвросием.

- Отец Амвросий, как правило, у человека, только пытающегося определить свое отношение к вере, понятие о смирении расплывчатое. В лучшем случае предполагается, что это антипод гордыни. С гордыней более-менее понятно, страсть эта чрезвычайно распространена в жизни. А что такое смирение?

- Смирение - это самая большая добродетель, которой может достичь человек. Наверное, не случайно в книгах, которые написаны для монахов в первые века, многие преподобные отцы, в т. ч. и Иоанн Лествичник, начинают свое повествование со смирения. Я могу привести пример из церковной литературы, где повествуется, как один молодой юноша пришел к монаху с просьбой взять его в послушники. Чтобы дать понятие о смирении, старший монах посылает юношу ночью на кладбище и говорит: иди и всю ночь хвали покойников. Тот всю ночь до утра провел на монастырском кладбище. В следующую ночь монах вновь посылает его и говорит: иди и всю ночь ругай покойников на кладбище. Он опять так сделал. Возвращается утром, монах спрашивает: - Когда хвалил, что было? - Молчали. - А когда ругал? - Тоже молчали. - Вот когда научишься, как они - не гневаться, когда ругают, не превозноситься, когда восхваляют - тогда считай, что ты приобрел смирение… Конечно, представить себе в современном мире человека, который вот так реагировал бы на все окружающее, то есть был бы почти мертв к этому миру, конечно, тяжело. Это огромный труд. Мне кажется, девушка, которая написала о том, что ее обидели и она не ответила, глубоко в душе все равно понимает, что поступила правильно. По поводу другого варианта - ответить тем же - я вспоминаю один из детских рассказов Льва Толстого. Там малыши играли в песочнице и, не поделив что-то, начали драться. Увидели матери, что такое происходит, и тоже выбежали на помощь, между собой стали драться. Следом отцы поспешили - тоже ввязались в драку. А когда обернулись, обнаружили, что дети давно уже помирились и играют в песке сами по себе. Родители увидели и устыдились...

Смирение надо воспитывать. Нельзя сказать: с завтрашнего дня я начну всех прощать, не буду иметь своей гордости… Многие путают гордость с достоинством человеческим, поэтому входят в такое противоречие. Человек должен иметь свое, не греховное, а внутреннее достоинство, ставить свое Я где-то очень далеко… Наверное, тому человеку, что обидел девушку, и самому давно уже стыдно. А вот поправить что-то он не может, поступок совершен, остался в отношениях…

Истинное смирение должно воспитываться при Церкви - чтением духовной литературы, работой над собой. Да, человек должен осознавать свое место - перед Богом, перед людьми, перед каждой тварью. Бесспорно, в семье мать старается детей ставить впереди себя, абсолютно во всем; муж любящий жену вперед себя и детей своих пустит - абсолютно во всем, и только потом ставит себя. Когда человек любит только себя, он живет только своим миром; когда человек любит того, кто живет рядом с ним, его кругозор, мировоззрение, интересы намного расширяются, потому что он живет жизнью уже этого человека. Если человек любит вообще людей, то представьте себе, насколько широко и полно живет он… А замкнуться в себе, уйти в какую-то скорлупу - это не смирение. Истинное смирение, говорит Церковь - это простить, сохранив любовь к человеку, а не просто уйти от чего-то.

- У святых отцов встречается выражение: "Кто не понесет бесчестия - не достигнет смирения". Что это значит?

- Возьмите образ Христа - какое бесчестие Ему пришлось вынести абсолютно незаслуженно. Христос - образец совершенного смирения; когда Его распинали, Он молил: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают". Конечно, человек, который живет в мире и которого никогда не била сама жизнь, считает, что всегда так и будет. Он начинает привыкать к этому, у него возникает ощущение, что в отличие от других он может практически все… Но вдруг заболел, к примеру, зуб - и он убеждается, что ничего не может сделать…. Если Господь посылает большие испытания, человек начинает понимать, что сам по себе, без Бога, он ничего не может. Любые трудности, любые испытания, любое бесчестье, которые посылает Господь, наставляют человека смирению. Возьмите святых первых веков, пустынников, монахов - сколько им пришлось испытать. Они сами искали таких испытаний, чтобы пройти через это горнило и укрепить свою веру и воспитать свое смирение.

- Батюшка, такой пример: человек полагает, что живет по Божиим заповедям, постится и т. д. Но он замыкается на себе, поскольку считает себя и свое поведение правильным, и ему нет дела до недостатков других, не таких, как он - он их либо презирает, либо не замечает. То есть получается, что смирение его только внешнее. Допустимо ли это?

- Конечно, нет. Мы говорим, что сестра смирения - это все-таки любовь в первую очередь, а не уход в себя, не замкнутость в себе. Силуан Афонский в разговоре с одним монахом-пустынником, уверенным, что Господь обречет всех безбожников на адские мучения, спросил, сможет ли он спокойно смотреть из рая, как кто-то мучается в аду. И на ответ монаха, что они сами виноваты, добавил: "Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех". Старец уверен, что любовь не может потерпеть страданий другого человека, и тот, кто чего-то достиг в добродетелях и в исполнении церковных заповедей, видя, что другой погибает, должен не осуждать этого человека, не презирать, а любить его.

- Другая ситуация: человек сам себя укоряет, пытается осознать свои недостатки, но с трудом принимает упреки от других. Как быть в этом случае?

- Принимать упреки как должное. В Евангелии говорится: если ты видишь грех брата своего, ты должен обличить, сказать ему об этом; если он тебя не послушает - привести другого, а если и того не послушает, тогда перед церковью поставить вопрос о грехе. Но это должно быть не издевательство над человеком, а именно забота о его спасении. И в таком случае человек должен принимать упреки как должное.

- Смиряться - значит пытаться остановить зло, но не отвечать на него, даже защищаясь. Пожалеть, простить, оправдать… Тогда зло не пойдет дальше… А как быть с тем, кто творит явную несправедливость - противостоять ей или отойти в сторону? Ведь человек, оторванный от христианских корней, в данной ситуации может расценить смирение как проявление слабости?

- Смирение - качество индивидуальное. Вот, к примеру, встал вопрос о защите Отечества. Мы помним, когда враг шел на Землю русскую, схимники Александр Пересвет и Андрей Ослябя - русские монахи, причисленные к лику святых, которые были почти затворниками в монастыре преподобного Сергия, - сели на коней, надели кольчуги, взяли копья и погибли, защищая свое Отечество. Они противились злу, они понимали, что зло злу разница. Мы не должны искать ответы в Священном Писании на тот или иной случай, я думаю, человек сам понимает, о чем в каждой кон-кретной ситуации должна идти речь. Если речь идет о защите жизни, достоинства - бесспорно, ответ должен быть однозначен. Ведь в смирении речь идет больше о духовных качествах человека. В жизненных ситуациях, которые здесь приведены, мне кажется, люди просто противопоставляют смирение и непротивление злу. Это разные вещи.

- Допустим, человек наделен каким-то даром, талантом. Один воспринимает это как дар Божий и не превозносится над другими. Другой считает, что это только его заслуга, его труды, т. е. рассматривает смирение как уничтожение собственной индивидуальности. Где истина?

- Бесспорно, любой талант - это дар Божий. Человек, допустим, метко стреляет. Но вот он ослеп. Ну и что дальше? Он ведь ничего не сможет, если Господь не даст. Да, человек должен развивать в себе талант, потому что Бог спросит за него с каждого, но он не должен превозноситься. Талант дан человеку, чтобы послужить ближнему своему, ведь любовь - это тоже талант. Мы знаем многие случаи, возьмите ту же мать Марию Скопцову во Франции - до самопожертвования смогла она развить в себе талант человеколюбия к ближнему своему. Несомненно, талант надо развивать, но надо и понимать, что он дан Богом, и Бог спросит с человека за этот талант. А тех, кто не считает так, остается только пожалеть - может случиться, что когда-нибудь Господь заберет талант, тогда и почувствуешь…

- И в заключение, батюшка, - в чем, по-вашему, сила смирения?

- Я бы сказал, что она проявляется в любви к ближнему. Уступая в чем-то, прощая кому-то и смиряясь, человек обретает такую любовь. А это и есть результат смирения, его сила.

Беседовала В.Николаева


Число прочтений: 1565

Посетитель Комментарий

Добавить комментарий
Имя:
Почта: не публикуется
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 152 (пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ").
35-43-70(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-81-11(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),36-00-15(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-84-44,35-85-85(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ", пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 60. пїЅпїЅпїЅ. 35-40-40.
пїЅ 2010-13 www.stvbalakovo.ru
                        пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ