пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |
пїЅ Maks, 2010 |
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
|
Белый храм над рекою… 18.10.2011
- Уважаемая редакция! Обратил внимание, что у разных церквей неодинаковое количество куполов, окрашены они также в разный цвет. Это что-то обозначает в символике храма? Н.Матюшин
Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Количество куполов символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола - Святую Троицу, пять куполов - Христос и четыре евангелиста, семь глав - семь Таинств Церкви, девять куполов - по числу ангельских чинов, тринадцать - Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех - по числу лет земной жизни Спасителя. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного, например, говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. Мнение комиссии по искусствоведению при Московской патриархии: Купол символизирует небо. Обычно на Руси купола золотили, что указывало на божественный свет славы. Но оформление куполов, безусловно, зависит еще и от материальных возможностей. Если средств не хватает, их просто красят в какой-либо цвет. Так, например, с XVIII в. появились голубые купола, иногда с золотыми звездами, что опять же выражает небосвод. К тому же голубой - цвет Богородицы, поэтому с голубыми куполами много храмов, посвященных Божией Матери. По словам Николая Романова, сотрудника Центральной научно-исследовательской проектной реставрационной мастерской, раньше у храмов главы были просто кирпичные или белокаменные, а также покрытые черепицей с поливой или деревянным тесом. Позднее купола стали покрывать металлом (железом и медью) и красить. В XVII в. и в более поздние века для этих целей использовалось еще и луженое железо серебристо-серого цвета. Купола Смоленского собора Новодевичьего монастыря, начиная с XVII в., были покрыты медянкой и имели голубой цвет, а также покрывались луженым железом. До революции купола Смоленского собора были вообще выкрашены в белый цвет, чтобы не давили своей массой на окружающую архитектуру. В 1975 г. было решено выкрасить купола опять в белый цвет, но краска оказалась до того нестойкой, что быстро сползла, и цвет куполов превратился в грязный серо-зеленый грунт. Поэтому сейчас выбрано качественное покрытие - имитация под луженое железо. Кстати, купола многих церковных памятников (храмов) в Москве в стиле барокко XVII в. покрыты именно такой краской.
|
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
|
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 152 (пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ"). 35-43-70(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-81-11(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),36-00-15(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ),35-84-44,35-85-85(пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ) пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ "пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ", пїЅпїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, 60. пїЅпїЅпїЅ. 35-40-40. |
пїЅ 2010-13 www.stvbalakovo.ru пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ-пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ |